Архитектурный ансамбль монастыря по праву пользуется славой одного из самых выдающихся памятников средневековой Москвы, его силуэт хорошо просматривается и в современном городе.
Основные каменные строения монастыря в плане расположены по осям, пересекающимся под прямым углом. По оси восток-запад стоят три здания: колокольня, Смоленский собор, Успенская церковь с трапезной палатой; направление север-юг закреплено надвратной Преображенской церковью, Смоленским собором и надвратной Покровской церковью. Геометрический принцип планировки пространственно закрепляет срединность центрального Смоленского собора, делает его «неуязвимым» от позднейших застроек, упрощает способ построения «соборной площади», позволяет легко обозревать все здания в панораме.
не зависит от количества туристов в группе | |
Английский, немецкий | 6300 |
Итальянский, испанский, французский | 6500 |
Польский, чешский, болгарский, португальский | 12600 |
Китайский, вьетнамский | 12600 |
Японский, румынский, греческий, финский, шведский, норвежский, датский, голландский, сербский, хорватский | 12600 |
Турецкий, иврит, венгерский | 14700 |
Вьетнамский, арабский | звоните |
Иностранные туристы | уточняйте |
Российские туристы (сопровождающие иностранных гостей) | уточняйте |
Право ведения экскурсии (за группу) | уточняйте |
Продолжительность экскурсии: ~ 1,5 часа,
выходные дни - вторник, первый понедельник месяца.
максимальное количество туристов в группе - 20 человек.
В конце 17 в. парадной въездной частью усадьбы монастыря считался его северный двор. Здесь находилась «соборная площадь», ограниченная на восток и запад от Смоленского собора двумя одноэтажными келейными корпусами. Южный двор монастыря был занят хозяйственными и бытовыми постройками. Более четкой организации внутреннего пространства способствовало то, что часть зданий (жилые палаты царевен, караульни, погребовые палаты, привратная сторожка и т.д.) были как бы встроены в монастырскую ограду на всем ее протяжении.
До второй половины 16 в. Смоленский собор оставался единственной каменной постройкой монастыря среди многих деревянных строений. Только с течением времени дерево уступило свои позиции новым строительным материалам – кирпичу и белому камню. На плане монастыря 1725 г. изображено более десятка деревянных зданий – житницы, амбары, бани, кельи. Большинство из них располагалось вдоль южной и западной стен.
Строительство монастыря приходилось на период активной застройки и реконструкции Москвы, ставшей столицей Русского государства. Здесь трудились не только местные мастера, но и зодчие – выходцы из многих стран Европы. Поэтому взаимодействие разнообразных архитектурных стилей является характерной чертой этого ансамбля.
Коллекции. Произведения древнерусской живописи XV—XX вв. (2900 предметов). Собрание тканей XVI—XX вв. (2400 единиц хранения). Памятники декоративно-прикладного искусства (2100 предметов).
Экспозиции. Регулярно проводятся временные тематические выставки («Русские цер ковные облачения и награды XVII—XX вв.», «Николин день» и др.).
Экскурсии. «Новодевичий монастырь — памятник русской истории и культуры XVI— XVII вв.», «Страницы русской истории XVI— XVII вв. в памятниках Новодевичьего монастыря», «Здравствуй, музей!» (экскурсия-прогулка для дошкольников и младших школьников), «Смоленский собор — памятник русского искусства XVI—XVII вв.», «Деятели истории и культуры России, похороненные в некрополе Новодевичьего монастыря».