Кремль, построенный много веков назад, не застыл в одной эпохе, в одном стиле, а продолжает меняться, отвечая веяниям каждой эпохи. Пройдя от стен Кремля к Ивановской площади, вы за несколько минут увидите образцы строений 17, 18 и 20 веков. И, конечно же, всемирно известные Царь-пушка и Царь-колокол. Очутившись на Соборной площади, вы попадете в конец 15 - начало 16 веков, где вас окружат соборы того времени. Никого не оставит равнодушным посещение соборов Соборной площади. Одинаково прекрасные, но настолько разные по духу и назначению. Так главный собор Руси - прекрасный, величественный Успенский собор, где венчались на царство все русские Цари и Императоры. Тихий собор Архангела Михаила - усыпальница русских Князей и Царей. И наконец, уютный небольшой Благовещенский домовой храм русских князей и Царей. Закончим мы экскурсию завораживающим видом на Замоскворечье с Боровицкого холма.
Иностранный язык | Стоимость услуг гида |
Английский | |
Немецкий | |
Испанский | |
Итальянский | |
Французский | |
Китайский | |
Японский | |
Иврит, вьетнамский, турецкий, польский, чешский, болгарский, венгерский, румынский, сербский, греческий, португальский, голландский, финский, шведский, норвежский, датский. | Стоимость, пожалуйста, уточняйте у менеджеров по телефонам 8(495)7286642 или 8(903)7286642 |
Продолжительность экскурсии ~ 2 часа, выходной день - четверг.
Максимальное количество туристов в группе - 25 человек.
За колокольней Ивана Великого раскинулась Соборная площадь. Здесь находятся древнейшие московские дворцы и храмы: суровый и торжественный Успенский собор, сверкающий позолотой Благовещенский, украшенный раковинами белоснежный Архангельский, небольшая церковь Ризоположения, трехэтажный Патриарший дворец с церковью Двенадцати апостолов и облицованная гранеными блоками белого камня Грановитая палата.
Великокняжеской и царской усыпальницей стал созданный по проекту итальянского зодчего Алевиза Фрязина (Нового) Архангельский собор. В нем похоронены Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III. За иконостасом покоится прах Ивана Грозного, а около юго-восточного столпа выделяется кованой оградой гробница его сына Дмитрия
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятиглавый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в 1484-1489 гг. псковскими мастерами как домовая крепость великого московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя главами. В 60 гг. XVI века были возведены четыре одноглавые церкви (приделы) над галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70 гг. XVI века для Ивана Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.
Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много других декоративных элементов. С площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы ("Чудо с пророком Ионой", "О тебе радуется", "Троица", "Подвиги монастырских затворников" и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями.
Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется "праздничным" - на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она написана неизвестным псковским мастером XVI века) - "Благовещенье", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря" и "Вход в Иерусалим" - принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду иконостаса -"Тайная вечеря", "Распятие", "Положение во гроб", "Сошествие в ад", "Вознесение", "Сошествие святого духа", "Успение" - выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от греческого слова "деисус" - моление). Он расположен ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в полный рост) за простых смертных перед богом. Большинство икон этого ряда (кроме "Архангела Михаила" и "Апостола Петра") написано Феофаном Греком.
Немалый интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью художников, возглавляемой Феодосием, сыном прославленного Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских сюжетов в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы - изображение византийских императоров и русских князей (столбы центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Очень необычно выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора обращает на себя внимание настенная роспись с изображениями Спаса Нерукотворного, выполненная известным русским живописцем XVII века Симоном Ушаковым.
Отзывы и комментарии