Когда-то Царь-пушка находилась у Лобного места и защищала подступы к Спасской башне, в Кремль ее перенесли уже в XVIII веке. На бронзовом стволе можно прочитать, что вес пушки 2400 пудов, или почти 39,5 тонны. Длина ствола — 5 м 34 см, диаметр — 120 см, калибр — 890 мм, а толщина стенок — около 15 см. Это орудие устрашающих размеров было отлито при царе Федоре Ивановиче в XVI веке для того, чтобы, как и сегодня, поражать воображение людей.
На пушке имеются изображения и надписи, которые с земли рассмотреть невозможно. С правой стороны на дульной части — портрет Федора Ивановича на коне и в царском венце. Государь изображен в воинском уборе и со скипетром в руке. Возле надпись: «Божию милостию царь и великий князь Федор Иоаннович государь и самодержец».
Следом — другая, уже относящаяся к заказчику орудия (в данном случае — он же): «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого князя Федора Иоанновича государя самодержца всея великия Россия при его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине».
Наконец, с левой стороны — еще одна надпись, содержащая «выходные данные» и имя мастера: «Слита бысть сия пушка в преименитом граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей Чохов». То есть она отлита в 7094 году от Сотворения Мира, или в 1586 году от Рождества Христова, в третий год царствования царя Федора Ивановича, пушкарем Андреем Чоховым. Все описанное относится только к стволу. Лафет с колесами, украшенный львиной головой и орнаментом, сделан на два с половиной века позже — в 1835 году. Вес лафета — около 34,5 тонны. Ствол отлит из бронзы, а лафет — чугунный, раскрашен под бронзу.
Нынешнюю Царь-пушку создали «на удивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар», как сказал один из историков. Автор идеи — Борис Годунов, шурин царя Федора Ивановича, фактически управлявший в те годы государством. Литейщики Пушечного двора, стоявшего на берегу реки Неглинной (примерно там, где ныне находится магазин «Детский мир»), под руководством Андрея Чохова выполнили государственный заказ особой важности и отлили самое большое артиллерийское орудие своего времени. По конструкции ствола можно предположить, что пушка предназначалась для стрельбы картечью, для которой в то время применяли мелкие камни.
После отливки пушку, по замыслу Годунова, поставили на Красную площадь перед Покровским собором рядом с Лобным местом. Царь-пушка усиливала значение трибуны, откуда читались царские указы и сами цари обращались к народу. Одновременно она демонстрировала военную мощь русского государства и символически охраняла Покровский собор и Спасские ворота.
Борис Годунов также польстил самолюбию соотечественников, которые теперь могли с гордостью заявлять, что самая большая пушка в мире стоит в Москве на Красной площади. С другой стороны, это способствовало популярности самого Годунова.
Изображение Федора Иоанновича на коне любопытно в историческом контексте. Дело в том, что из всех русских царей он был наименее склонен к ратным подвигам. Если бы не гнев Ивана Грозного, стоивший жизни его старшему сыну, Федор никогда не оказался бы на троне и провел бы незаметную богомольную жизнь в тиши дворцовых церквей. Однако Годунов понимал, что народу следует показать облик не только благочестивого, но и воинственного царя. Так Царь-пушка стала еще и орудием наглядной агитации. Спустя несколько лет, в 1590 году, Борису Годунову удалось убедить Федора Иоанновича принять образ, в каком он был отлит в бронзе. На коне, в воинском уборе царь повел 300-тысячное русское войско в военный поход против шведов. Прежде в качестве полководца, пусть даже для вида, он никогда не выступал.
Неизвестно, где пушка находилась в течение всего XVII столетия. Скорее всего, где-то на задворках Кремля, куда после воцарения династии Романовых стремились убрать все, что напоминало о Борисе Годунове. Сведения о пушке появляются вновь в начале 1700-х годов, когда Петр I установил ее среди прочих исторических орудий во дворе выстроенного им Арсенала.
В 1812 году половина здания Арсенала была взорвана французами, и деревянный лафет Царь-пушки сгорел. Наконец в 1835 году император Николай I одобрил решение установить исторические русские орудия возле Кремлевских казарм, а трофейные, отбитые у разных неприятелей, — вдоль здания Арсенала. Царь-пушка и самое длинное кремлевское орудие «Единорог» заняли самое видное место на углу Сенатской площади.
Эскизы лафетов сделал архитектор Александр Брюллов, брат известного живописца Карла Брюллова. Чертежи для них окончательно доработал генерал-майор де Витте, директор комиссии, которая занималась восстановлением кремлевских сооружений. Заказ был выполнен на судостроительном заводе Берда в Санкт-Петербурге, и благодаря прекрасному лафету пушка вновь обрела свое утерянное величие.
Царь-пушка является одним из объектов осмотра на всех экскурсиях по территории Московского Кремля