Бюро путешествий и экскурсий "АБМ"
Москва, м. Цветной бульвар
Малый Сухаревский пер.9 стр.1
8 (903) 128-6642

Теремной дворец

От Теремного дворца, находящегося за Грановитой палатой, веет далекой сказочной стариной. К сожалению, сам дворец с Соборной площади не виден. Наилучший обзор на терема открывается из внутреннего дворцового двора или с Ивановской колокольни, однако туда доступа нет.

История Теремного дворца

Так выглядел Теремной дворец и его церкви в XIX веке
Так выглядел Теремной дворец и его церкви в XIX веке

Теремной дворец высотой в три этажа был построен в 1635-1636 годах над двумя уровнями палат времен Василия III и Ивана IV (XVI век). Впоследствии из-за многочисленных переделок нижние этажи утратили древний вид. Царевич Алексей Михайлович первым поселился в каменных палатах, а его отец продолжал жить в деревянных, считая, что это полезнее для здоровья. В 1637 году новые каменные хоромы были окончательно отделаны: стены расписаны красками по золотому и серебряному полю, а в окна вставлены разноцветные слюдяные окошки работы мастера Ивана Осипова. Архитекторы определяют облик Теремного дворца как пестрое сочетание древнерусского стиля с итальянским (на Руси его называли ломбардским).

Теремной дворец стоял на территории Царского двора, который занимал довольно большую площадь и включал множество различных палат, церквей, теремов, приказов, мастерских и дворов. Большая часть строений были деревянными, и почти у каждого представителя царского семейства был свой дом или теремок с вычурными украшениями. В Теремном дворце жил сам царь с сыновьями. Палаты царицы и царевен располагались с северной стороны и до нашего времени не сохранились. Парадным фасадом дворцовых построек был не южный, как сейчас, обращенный па Москву-реку, а восточный - выходивший на Соборную площадь.

Наивысшего расцвета Царский двор вместе с Теремным дворцом достиг во второй половине XVII века. В то время, по свидетельствам иностранных путешественников, крыши теремов были позолочены. На зданиях вдоль Боровицкого холма были устроены оранжереи и сады по образу знаменитых садов вавилонской царицы Семирамиды. В течение XVIII века Теремной дворец и остальной старый Царский двор постепенно приходили в упадок. В большом пожаре при Анне Ивановне в 1737 году сгорели почти все постройки и сильно пострадали терема. По велению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли построил новый Царский дворец, который стоял па месте теперешнего Большого Кремлевского. В комнатах теремов поселились дворцовые служащие с семьями.

В 1812 году в Елизаветинском дворце останавливался Наполеон, а после дворец сгорел вместе с другими зданиями. Как уже говорилось, в 1838-1849 годах по велению императора Николая I Константин Топ построил нынешний Большой Кремлевский дворец, объединив его с теремами. К 200-летнему юбилею теремов их облик и внутреннее убранство воссоздали по древним образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Несколько позже, в 1870-х годах, художник Тимофей Киселев по рисункам академика Федора Солнцева выполнил нынешние росписи по золотому фону. Прежняя роспись XVII века Симона Ушакова, за исключением некоторых фрагментов, не сохранилась. Разноцветные стекла вместо слюды были вставлены в ХIХ-ХХ веках.

Устройство теремов

Схема Теремного дворца
Схема Теремного дворца
  1. Подвал.
  2. Хозяйственные службы.
  3. Золотое крыльцо.
  4. Златоверхий теремок

    Теремной дворец состоит из пяти этажей. Два нижних, как и прежде, заняты хозяйственными службами. Третий, где в XVII веке помещались царская мыленка (баня) и комнаты царских детей, до революции использовался как архив старинных государственных бумаг, сейчас он также служебный. На четвертом восстановлена обстановка личных царских покоев - Передней (или Трапезной), Крестовой (или Думской) палат, кабинета государя, опочивальни (спальни). На пятом этаже расположен Златоверхий теремок с открытой галереей вокруг, устроенный Михаилом Федоровичем для своих сыновей.
    Во всем здании сохранился характер старинных деревянных хором. Оно напоминает несколько изб, поставленных друг на друга. Почти все комнаты в жилых покоях одинаковы, каждая с традиционными для изб тремя окнами. Только самый верхний этаж - Златоверхий теремок - состоит из одной светлой комнаты.

    Золотая решетка расположена ныне перед Золотым крыльцом
    Золотая решетка расположена ныне при входе в помещение, которое прежде было открытой площадкой перед Золотым крыльцом

    В жилые покои, расположенные на четвертом ярусе теремов, до конца XVII века не входил никто, кроме царя и его семейства. Сначала лестница выводит на Верхоспасскую площадку, огороженную знаменитой Золотой решеткой. Поскольку мало кому из россиян посчастливилось наблюдать решетку вблизи, возникла легенда, что она отлита из обесценившихся медных денег, изъятых Алексеем Михайловичем в 1662 году из обращения, чтобы остановить Медный бунт. (Такой оригинальный способ борьбы с инфляцией.) На самом деле она мастерски выкована из железа и позолочена. Издали на ней виден растительный орнамент, а вблизи — фантастические рыбы, птицы и чудища.

    За решеткой находится крыльцо с изваяниями двух львов по сторонам. Львы держат щиты с вензелем Николая I, поскольку при нем произошла перестройка, и крыльцо, бывшее раньше снаружи теремов, оказалось во внутреннем помещении. Оно называется Золотым, потому что когда-то примыкало к Золотой палате, где делали церковную утварь. Из арки над лестницей крыльца свисает гирька в виде львиной головы, держащей во рту яблоко (это символизирует хранение дворцовых тайн).

    Первая комната с низкими сводами и изразцовыми печами называется Передней и расписана изображениями святых царей и князей - Константина и Елены, князя Владимира и княгини Ольги. Старинные изразцы на печах за сотни лет не изменили своей яркости, по сегодня секрет их изготовления утерян. Здесь бояре ожидали прихода царя, а потом шли следом за ним в Крестовую палату и рассаживались по лавкам согласно своей родовитости.

    В Крестовой палате с утра царь брал благословение священника, а днем, сидя на троне, обсуждал государственные дела. Иногда принимал здесь и послов, но только от христианских держав. До 1918 года в палате сохранялись два ларца с историческими грамотами - об избрании на царство Михаила Федоровича (1613 год) и об установлении в России патриаршества (1589 год).

    Убранство Золотой (Престольной) палаты в XIX веке
    Убранство Золотой (Престольной) палаты в XIX веке

    Далее - третья комната, которая в XVII веке именно так и называлась - комната, но не простая, а Золотая. В современном смысле это кабинет, хотя и особенный, каких теперь не встретишь. Двери его были обтянуты золоченой кожей с изображениями растений и зверей. В левом переднем углу близ окна - царский трон. Перед ним ковер, вышитый царевнами. Стены расписаны золотом по ярко-красному фону. Посреди свода изображен Спаситель на престоле, вокруг него — вселенские и московские святители. По периметру стен — гербы российских царств и земель. Здесь решали наиболее деликатные вопросы, например о лишении Никона патриаршего сана. Иногда царь угощал в кабинете самых близких бояр, а в другое время кормил нищих и «своих» богомольцев. Эти богомольцы жили возле хором на полном содержании. Ведя благочестивую жизнь, они иногда проживали до ста лет и более.

    Из Челобитного окошка когда-то опускался ящик, в который клали челобитные (прошения) царю
    Из Челобитного окошка когда-то опускался ящик, в который клали челобитные (прошения) царю

    У Золотой комнаты есть еще интересная деталь. Ее среднее окно, возле которого и стоял царский трон, выходит во внутренний двор на так называемую Боярскую площадку (или Постельное крыльцо) и отмечено на фасаде резным белокаменным наличником с двуглавым орлом. Оно называется Челобитным — отсюда на веревке опускали ящичек, в который клали прошения напрямую царю (челобитные).

    Четвертая комната - опочивальня, то есть спальня. По стенам - медальоны с трогательными сюжетами Рождества св. Иоанна Предтечи, Спасителя, св. Николая Чудотворца во младенчестве и др. Русский царь почивал на небольшой резной кровати с занавеской из китайского шелка и пологом у изголовья, на котором по-гречески вышиты «волшебные» слова из 44-го псалма пророка Давида. Этот псалом юный оруженосец пел перед царем Саулом, снимая его хандру и усталость. Под опочивальней находится «мыленка», иначе — баня или душевая, куда можно было спуститься по витой лесенке. Пол и стены ее для водонепроницаемости были опаяны свинцовыми плитами.

    Изразцовая печь в Золотой (Престольной) палате
    Изразцовая печь в Золотой (Престольной) палате

    Боковая дверь ведет в Молельную.
    На стене — два золоченых киота с древними иконами, крестами и панагиями, принадлежавшими Алексею Михайловичу. На аналое, возле которого молился царь, лежало рукописное Евангелие XIV века. В оконных рамах двух соседних комнат сохранилась слюда — «русское стекло». Говорят, здесь размещался буфет, где среди прочего имелись мальвазия и рейнское - любимые вина Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Вполне вероятно, что ими они и потчевали своих бояр.

    Из сеней можно пройти к узкой витой лестнице, которая ведет на последний, пятый ярус, в Златоверхий теремок. Это одна большая палата на плоской крыше Теремного дворца, окруженная галереей. С запада к ней пристроена так называемая Смотрильная башенка с разноцветными стеклами в старинных окнах. Резные украшения для забавы царевичей и царевен изображают сказочных и мифологических существ — кентавров с луками, силенов с хвостами и копытами, попугаев в гроздьях винограда и тому подобное.

     

    Как жили в Кремле русские цари

    Царь Алексей Михайлович, прижизненный портрет работы неизвестного художника
    Царь Алексей Михайлович, прижизненный портрет работы неизвестного художника

    В XVII веке дух Византии пропитывал стены Теремного дворца. Во всем существовал строгий распорядок и иерархия. Любое нарушение этикета и даже непристойное слово, произнесенное здесь, могло быть воспринято как оскорбление царя и повлечь опалу. Чтобы препятствовать заговорам и интригам, повсюду были устроены тайники.

    Распорядок дня московских царей был традиционным. Вставали на рассвете, с первыми лучами солнца, часов в четыре-пять, а зимой — самое позднее в семь утра. В Крестовой палате перед образами уже горели свечи, на аналое (подставка для икон) лежала икона праздничного события или того святого, день памяти которого отмечался именно в этот день. Около четверти часа царь молился, затем получал благословение священника, который окроплял его святой водой, специально привезенной ко двору из отдаленных монастырей и святых мест. После царь сам или с царицей шел в одну из дворцовых церквей, где слушал заутреню, а иногда и раннюю обедню. В большие праздники это происходило в одном из кремлевских соборов. Обедня продолжалась часа два. В дни Великого и других постов Алексей Михайлович стоял на службе по пять часов и клал иногда по тысяче поклонов.

    Убранство Крестовой (Думной) палаты
    Убранство Крестовой (Думной) палаты

    Никакого завтрака в нынешнем смысле не существовало — просто потому, что до службы есть было не принято, а после нее вскоре наступало время обеда. Затем царь приступал к текущим делам и заканчивал их около 12 часов дня. В эти же часы царь иногда принимал иностранных послов. Представители христианских держав входили к нему через Благовещенский собор, который был соединен с дворцом, а нехристиане — по отдельной лестнице, стоявшей между Благовещенским собором и Грановитой палатой.

    Закончив дела, государь шел к трапезе. В постные дни ели только овсяную брагу с ржаным хлебом, запивая вином, пивом или яблочным соком, а в обычные дни к столу подавалось около 70 блюд, включая икру, похлебки, жаркое и прочее. Во время больших постов (четыре в году) скудно ели три раза в неделю, а в прочие дни ограничивались соленым грибом или огурцом да полстаканом пива.

    Золотая чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году
    Золотая чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году

    После трапезы царь ложился спать и спал обычно часов до трех дня, как это принято на Востоке, где полдень — самое жаркое время дня. После сна к царю снова приходили придворные, вместе с которыми он шел к вечерне в храм, а после нее час-другой обсуждал дела. Затем царь общался с домочадцами, читал душеполезные книги, слушал рассказы богомольцев о паломничествах в далекие земли, про сфинксов и людей «с песьими головами», виденных где-нибудь в Египте. Иногда играл в шахматы или смотрел выступления циркачей в Потешной палате. После вечернего кушанья шел па вечернюю молитву в Крестовую палату, с которой начал свой день.

    Образ жизни цариц и царевен был также традиционен. Кроме того, им очень редко разрешалось выходить за пределы дворца, даже на территории Царского двора для них существовали строгие ограничения. Все приближенные, за исключением царя, общались с ними не напрямую, а только через доверенных боярынь. Радостью цариц и царевен были торжественные выходы па церковные службы, где они могли предстать во всем блеске своих нарядов, но — в пустынных храмах, поскольку в Кремль в это время никого не пускали. Так продолжалось из века в век, до Петра I. При нем этот распорядок был нарушен, и жизнь уже императорского двора на новом месте, в Санкт-Петербурге, пошла на европейский лад.

    Заседание царя Михаила Федоровича с боярами в Теремном дворце
    Заседание царя Михаила Федоровича с боярами в Теремном дворце
     
    © 2000-2024 ООО "Бюро путешествий и экскурсий "АБМ". Информация на сайте носит исключительно информационный характер и ни при каких обстоятельствах не является публичной офертой, определяемой положениями ч. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации.